Барабан – самый древний музыкальный инструмент на земле, а игра на барабанах – элемент человеческой культуры, уходящий корнями в доисторические времена.

Когда-то барабаны изготавливались из кожи животных и рептилий. Саму кожу натягивали на каркас из черепов или дерева. Интересен факт, что барабаны появились на разных континентах отдельно друг от друга. До сих пор ученые находят древние барабаны на территориях коренных народов от Северной Америки и Полярного круга до Африки.

Священная символика барабана заключена в форме круга, который издавна считался символом солнца, а значит и самой жизни на Земле. Мифологическое мировоззрение древних народов оставило после себя большое количество преданий и легенд. Некоторые из них сохранились до наших дней. Так, в племенах народов Африки существовала традиция окроплять большие барабаны кровью человеческой жертвы. Считалось, что инструмент не сможет звучать должным образом, пока не услышит предсмертный человеческий крик.

Люди также верили, что в барабане заключена душа его владельца поэтому когда тот умирал, церемония ритуального погребения проводилась дважды – над владельцем и над его инструментом. Из этого предания можно понять, насколько важную роль играли барабаны в жизни людей того времени. Они были намного большим, нежели просто музыкальными инструментами, а их ритм являлся своеобразным языком, на котором говорили жители. Легенда одного из местных народов гласит о вожде племени, который так гордился сделанным ему на заказ огромным барабаном, что принес в жертву мастера, дабы тот не смог повторить своего великолепного творения.

У индейцев барабан издавна считался символом вселенной, чей бой обозначал пульс сердца, бьющегося в его центре. С помощью ритмов барабанов Пау-Вау индейцы обозначали свои связи с первородной силой Земли. Они говорили: «Покуда слышен бой барабана, земля не умрет». Это глубокая убежденность в мистическом значении инструмента передавалась из поколения в поколение. И сегодня барабаны остаются невероятно популярными, как среди профессиональных музыкантов, так и среди любителей.
 

Существует бесчисленное количество разновидностей и форм барабанов.

Одними из самых необычных инструментов являются кшишба (узкий трубкообразный барабан с деревянным корпусом и мембраной из рыбьей кожи) или, например, калабаш (большой басовый барабан, сделанный из тыквы). Последний, изначально использовался для приготовления пищи. Его диаметр – около 40 см. Иногда калабаш погружают в таз с водой и бьют по нему кулаком, в этом случае звук получается очень мощным и гулким.
 

Сравнительно недавно в современной музыке стали использоваться барабаны Африки и восточные барабаны,

особенность которых заключается в способе извлечения звука. Так, восточный барабан дарбуки может конкурировать с целой ударной установкой. Он позволяет извлечь десятки различных по окраске и тембру звуков. Наряду с уже известными разновидностями барабанов в наше время изобретаются все новые образцы инструментов. Мастера совершенствуют конструкции барабанов и создают способы извлечения звука.
 

Процесс игры на барабанах завораживает, пробуждает внутреннюю энергию, но наряду с этим, требует от исполнителя хорошего чувства ритма, координации и сноровки.

Первенство по скорости игры на барабанах принадлежит американскому музыканту-виртуозу Майку Манджини. Он занесен в книгу рекордов Гиннеса как «Самый скоростной барабанщик мира». Также ему принадлежат титулы «Самый скоростной симметричный захват» – 1247 ударов в минуту, «Самые быстрые руки» – 1203 одиночных ударов в минуту без использования палочек и «Самый скоростной традиционный захват» – 1126 ударов в минуту. Кроме того, на его счету рекорд по скорости одиночных ударов ногами –13 222 удара за 15 минут и 5222 удара за 5 минут.
 

Еще один рекорд игры на барабанах

установили в Санкт-Петербурге. В 2019 году несколько сотен барабанщиков выстроились в ряд на Невском проспекте и исполнили крещендо длинной 11 минут. Специально, чтобы зафиксировать рекорд, из Лондона в Петербург приехал представитель Книги рекордов Гиннесса Правин Патель. Вместе со своей командой он ходил между рядами и лично фиксировал каждого участника. После совещания Правин Патель под ликование публики объявил результаты рекорда — 556 музыкантов.